Детский сад № 44 "Золотой ключик", город Нижневартовск

Музыкальная одаренность. Признаки ранней музыкальной одаренности.

Феномен детской одаренности во все времена вызывал неподдельный интерес со стороны общественности,  а в особенности эта проблема волновала умы  великих ученых, психологов и педагогов. В настоящее время отмечается возрастание интереса к проблеме одаренности детей и их сопровождения.

  Реализация основной образовательной программы начального общего образования проводится с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального образования принятого от «6» октября 2009 г. № 373. Стандарт направлен на обеспечение:

«… условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

 В рамках проекта «Одаренный ребенок» мной проводится индивидуальная работа с детьми, имеющими признаки одаренности по пению.

Пение - наиболее доступный вид исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В процессе активного пения у детей закрепляется интерес и любовь к музыке, развиваются основные музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма). Все это в огромной мере способствует общему развитию ребенка, становлению его как полноценной творческой личности.

Первоочередной задачей при работе с детьми, имеющими признаки одаренности, для меня является сохранение естественного голоса ребенка. Необходимо также бережно относиться к голосу и самому ребенку, потому что одаренные дети быстро «эмоционально выгорают» и плохо адаптируются при возникновении новых жизненных условий. Примером может служить Робертино Лоретти.

Индивидуальную работу с детьми, имеющими признаки одаренности по пению, я провожу с воспитанниками старшего дошкольного возраста.Но  начинаю я  отслеживать детей с признаками одаренности по пению с  младшей группы.

Как известно, одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том, или ином виде деятельности.

Музыкальная одаренность – качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.

В моей работе важно наличие у ребенка следующих вокальных данных: хорошая координация слуха и голоса, чувство ритма, широкий объем певческого диапазона, хорошая музыкальная память. При выявлении такого ребенка, я провожу специальное диагностическое обследование и выявляю уровень развития вокальных данных, природный тип голоса ребенка (высокий, средний, низкий тембр). Также провожу анкетирование с родителями, с помощью которого узнаю о том, считают ли родители своего ребенка музыкальным, об отношении к музыке в семье; отмечаю, для себя: были ли в семье музыканты. Обычно, я занимаюсь с 1-2-мя детьми, с каждым по индивидуальной программе. Как правило, ребенок с признаками одаренности есть не в каждой группе.

 Индивидуальная целевая программа «Капельки» по работе с детьми, имеющими признаки одаренности по пению, была составлена в начале 2005 учебного года. Для разработки данного проекта была изучена следующая литература: Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду», Боромыкова О. С. «Логопедическая ритмика», Кинсбрунер Н. Ф. «Фонопедический подход. Новый взгляд на работу с детьми-«гудошниками» и плохо интонирующими детьми  на уроках музыки и музыкальных занятиях», Г. А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности». Программный репертуар, состоящий из дыхательной  и артикуляционной гимнастики, учебно-тренировочного и песенного репертуара, запланированный в перспективном плане, может быть изменен в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка и уровня его подготовки. При выборе песенного репертуара я учитываю интересы и предпочтения ребенка, предлагая на выбор 2-3 песни.

Формы работы с родителями: анкетирование, выступления на родительских собраниях, индивидуальные рекомендации и консультации.

Формы работы с педагогами: выступления на педсоветах, консультирование, мастер-класс.

В конце учебного года, совместно с родителями и педагогами, я составляю портфолио на каждого воспитанника. Результативность работы отражается в  справке по реализации индивидуальной целевой программы.

  В первый год работы с детьми, имеющими признаки одаренности, для меня стало открытием то, что к концу учебного года мои воспитанники показали высокие результаты  не только по пению, но и  достигли хороших показателей в других видах музыкальной деятельности. Например, они стали проявлять творчество в музыкальных играх, хороводах, игре на инструментах. Значительно улучшились  ритмические ощущения воспитанников, что повлекло за собой улучшение координации и пластики движений. Некоторые воспитанники проявили интерес к музицированию, подбирая на слух  мелодии песенного репертуара. Также сформировались музыкальные предпочтения каждого воспитанника, что проявлялось в запоминании и вокализации в повседневной жизни фрагментов программного репертуара по слушанию музыки. Интересно и то, что воспитанники часто в группе пели песни, которые мы разучивали на индивидуальных занятиях. Так, например, воспитанница Хакимова Ралина  пела целыми днями песню « Россия», а за ней – вся группа.

О достижениях в плане вокальной работы я расскажу на примере Хакимовой Ралины. Я работаю с Ралиной  со старшей группы. По результатам диагностического обследования на конец года, при сравнении с результатами, полученными  на начало учебного года, у воспитанницы наблюдается расширение певческого диапазона: начало года: до1 - ре2,конец годасималой октавы - ми2. Также прослеживается улучшение качества исполнения мелодии без сопровождения. Ралина научилась собирать звук и точнее попадать в высокие ноты. У воспитанницы была проблема с артикуляцией: в начале года девочка пела нечетко пропевала слова. В процессе работы к концу учебного года воспитанница стала хорошо артикулировать, что улучшило качество пения. По сравнению с началом учебного года увеличилось количество любимых произведений, и сформировались музыкальные предпочтения воспитанника. Ралина отдает предпочтение музыке и песням разнопланового характера (песни «Три желания» Е. Зарицкой, «Россия» А.Варламова, «Весна» А. Вивальди, «Самотлорский вальс» Журбинского,  песня «День Победы» Д. Тухманова).

В процессе работы с детьми, имеющими признаки одаренности  по пению, были изготовлены следующие дидактические игры: 1. Бубенчики» (на различение звука по высоте в пределах квинты),

  2. «Лесенка» (на закрепление интонирования поступенного движения мелодии снизу вверх и сверху вниз) Тиличеева Е.

  3. «Музыкальные птенчики» (на развитие звуковысотных представлений),

  4. «Домик-крошечка» (На закрепление интонирования поступенной мелодии вверх и вниз, творчество),

  5. «Яблонька» (на закрепление знаний о длительности звука),

  6. «Солнышко» (на различение звука по высоте, расположение нот на нотоносце).

7. «Подуем на картинку» (на формирование правильной воздушной струи).

8. «Музыкальная поляна» (на закрепление знаний о длительности звуков, составление простых попевок).

Также в процессе работы  изготовлены пособия: 1. «Качели» 

2. «Музыкальная лесенка»

3. «Птичка».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить результативность проделанной работы. Результатом реализации программы «Капельки» является то, что воспитанники проявляют большой интерес к произведениям музыкального искусства, развиваются их музыкальные способности. Выпускники в дальнейшем продолжают посещать вокальные студии, кружки, классы, выступают в школе, планируют заниматься пением профессионально. Показателем работы с одаренными детьми является участие  воспитанников в городских конкурсах и фестивалях «Самотлорские роднички», «Баю-бай» Таким образом, программа «Капельки», направленная на развитие полноценной творческой личности старшего дошкольника посредством сольного пения показала результативность и целесообразность в рамках педагогического процесса.

На перспективу работы в данном направлении я планирую следующие мероприятия:

1) Выявить новых детей с помощью диагностирования;

2) Продолжать пополнять материал программы музыкально-дидактическими играми и пособиями, фонограммами новых песен;

3) Пополнить ряд консультаций и рекомендаций для воспитателей и узких специалистов в данном направлении;

4) Выступить на педагогическом совете с результатами работы;

5) Разнообразить формы работы с родителями и провести тематический концерт в конце учебного года «У природы нет плохой погоды!» с участием одаренных детей;

6) Посещение с родителями и педагогами «Музыкальных гостиных» в музыкальной школе имени Кузнецова;

7) Планирую проводить по 2 занятия в неделю, так как для  достижения высоких результатов требуется больше времени, чем 25 минут один раз в неделю;

8) Продолжать принимать участие в городских конкурсах и фестивалях «Самотлорские роднички», «Вернисаж искусств», «Баю-бай» и др.

Выявление талантливых, одаренных детей, развитие их способностей являются одной из задач образования в целом. Кроме того, работа с одаренными детьми - показатель качества образовательной системы.

Список литературы

 

1. Ветлугина М, Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1989г.

2. Боромыкова О. «Логопедическая ритмика». – М.,2003г.

3.Дубровская Е.А.  Ступеньки музыкального развития. – М., 2003г.

4.Кинсбурнер Н.Ф. Фонопедический подход. Новый взгляд на работу с детьми-«гудошниками» и плохо интонирующими детьми на уроках музыки и музыкальных занятиях. – Челябинск, 1994.

5.Осенева М.С. Методика работы с детьми вокально-хоровым коллективом. – М., 1998г.

6.Радынова О.П. Музыка в детском саду.- М.,1999г.

7.Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности.- С.-П., 1999г.

8.Учите детей петь (песни  и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет) Составители Орлова Т.М., Бекина С.И.-М., 1987г.

9. Рабочая концепция одаренности. – 1998г.

20 марта 2021 в 13:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.